История храма Пророка Илии

Истоки села.
DSCN7127,1

В стародавние времена стояли леса здесь густою стеною. Были богаты грибами, ягодами, да разною дичью. Меж лесов протекала речка, что в народе Сюзьвою называлась. Воды той речки были прозрачны и чисты, много в них рыбы разной водилось.
Случилось однажды, что по этим местам беглые крестьяне шли, отец с сыном. От непосильного барского гнета скрывались. Приглянулось им место это чудное. И решили они: чего по свету скитаться, не лучше ли в устье двух речек остаться. Так они и остановились в устье двух речек. Кинули они свои небогатые пожитки на землю и принялись за работу. В скором времени выстроили они жилье. Начали разводить скот, обрабатывать землю.Прознав про такое дело, граф страшно разозлился и приказал непокорных связать и доставить пред его светлые очи.. Захватили их стражники исвязали. Но силен дух свободы в человеке. Кто хоть раз ощутит его — не откажется от него уже никогда. И к тому же дервья, стоявшие густоу стеной, звали укрыться в их листве. И побежал сын к реке, но постигла его погибель на самом берегу. Видя безутешное горе отца,отпустили его стражники с миром. Похоронил отец тело сына на высоком берегу Сюзьвы, а приток ее люди так и стали называть — Сын. С тех пор так и носит он это название. Течет он из года в год ласково, как сын, вливаясь в Сюзьву реку. Так гласит легенда.
А селению Усть-Сыны около 300 лет по мнению старожилов, может и больше. Известно поселение с 1790 года. С 1869 года оно упоминается как “деревня Усть речки Сын”. Селом стало называться с 1915 года после постройки храма. В конце 17-го — начале 18-го веков происходит развитие промышленности, торговли, продолжается заселение новых земель, прокладываются дороги, развивался речной флот. Вдоль дорог появлялись новые селения: Карабаи, Оверята, Мысы, Стряпунята. Вот и поселение, расположившееся у дороги, на слиянии двух рек — Сына и Сюзьвы — постепенно строилось и разрасталось. Земля в этих местах принадлежала Строгановым. В 19-м веке сюда, в устье Сына, прибыло несколько семей вольных крестьян: Бабенышевы, Зыряновы, Агафоновы, Ощепковы. Эти фамилиии стали в Усть-Сынах родовыми. Селение разрослось и к концу 19-го века здесь насчитывалсь около ста дворов.

28
Вместе с первыми дворами в деревне была построена деревянная часовня во имя пророка Илии. Святого выбрали не случайно. Каждое лето в селении горели дома от молний во время грозы, и поэтому крестьяне решили построить у себя часовню в честь пророка Илии, чтобы он был их небесным покровителем. С тех пор, как часовня была построена, пожары от молний в деревне прекратились.

0_aadcd_842235f3_XXL

Много держали усть-сыновцы скота: коров.., лошадей, овец, коз. Шили тулупы, катали валенки, выделывали хром. Шили и дамские ботинки с высокими голенищами и шнуровкой, все делали своими руками.. По Новопаинской волости имелось до 40 различных ремесленников: кузнецы, смолокуры, сапожники, портные, пекари и др. Но одевались люди просто, в основном ходили в лаптях, поддевке, позднее появились фуфайки. Женщины носили широкие в сборку юбки и кофты. Простые селяне платья не носили. В них иногда щеголяли женщины из зажиточных семей. Но платок на голове был обязателен.
В Оханском уезде проводились ярмарки и торжки. На них продавались бакалейные товары: мануфактура, съестные припасы.

1320605322_o438KMkovP_orig

Рассказывает старожил села Александра Николаевна Долгих (урожденая Зырянова): ”В те времена жили большими семьями, дружно трудились и отдыхали, не ругались. Моя мама пришла в семью, в которой было 5 братьев, а значит и 5 снох. И вот всей большой семьей шли они на ярмарку: молодые, красивые, нарядные.”
Время трудов и праздников чтилось в Усть-Сынах свято. Летом молодежь собиралась на лугах. Зимой для посиделок снимали у какой-нибудь вдовы избу, платили за это ей продуктами.

0_aadcf_5b12aa4c_XXL
Особо отмечали Ильин день. В праздники, конечно, никто не работал. Атмосфера праздника чувствовалась во всем. Все. Как один, топили бани, и далеко был слышен запах дыма от березовых и осиновых дров. Улица подметалась под метелку и была как умытая. Деревня была чистой, ухоженной, замечательной, а люди — трудолюбивые и уважительные.
В праздники ходили в гости. Молодежь водила хороводы, качалась на качелях. Летом же — от мала до велика — все были заняты работой в поле, в огороде, на покосе.
Когда выпадала свободная минутка, шли в елово-веретьё за грибами, ягодами. Много ловили рыбы в Сыне, Сюзьве. Это древнейшее занятие жителей Прикамья, которое историки называют присваивающим хозяйством: рыболовство и охота, сбор грибов, ягод, меда.
В те времена, как и ныне, каждую весну и осень молодых парней забирали в армию. Неделями гуляли Усть-Сыны, провожая рекрута. Отслуживших в армии в селе очень уважали.
Так протекал незатейливый быт деревенских крестьян.
Со временем деревянная часовня в Усть-Сынах приходила в негодность, и крестьяне собрались на сход, на котором решили построить всем миром церковь.

Рождение и строительство храма.

Получили разрешение епархиального начальства и в 1910 году на месте старой деревянной часовни был заложен храм в честь пророка Илии. В 1914 году его строительство завершилось.

Главным строителем был купец Матвей Филиппович Кусков, могила которого находится рядом с церковью по сей день. Большой вклад в строительство церкви внес Н.П. Сухоруков, на его средства был приобретен иконостас.
Освящение нового храма состоялось по благословению архиепископа Адроника, Пермского и Кунгурского  28 декабря  1914 года.

Священномученик Андроник (Никольский), архиерископ Пермский и Кунгурский

Священномученик Андроник (Никольский), архиерископ Пермский и Кунгурский

Вот что пишут “Пермские епархиальные ведомости” за 1915 год об этом событии:
“С разрешения и благословения Преосвященнейшаго Андроника происходило 28 минувшего декабря давно ожидавшееся местными прихожанами освящение нового храма в честь пророка Илии. Литургию, чин освящения, а 27 декабря и всенощное бдение совершил благочинный о. И. Топорков, в сослужении местного и соседняго села Новопаинского причтов.
Во время богослужения и чина освящения пел приглашенный для этого из села Говырина церковный хор под управлением священника Петра Конюхова.
К сожалению, предшествовавшие дню освящения крепкие морозы, а потом переметенныя снегом дороги помешали окрестному населению собраться на наше церковное торжество в том количестве, в каком обыкновенно откликается на такие события русский православный люд. Но все-таки посетителей праздника и добровольных приношений с их стороны было немало.”

19528726,1

Храм был построен деревянный, на каменном фундаменте, с деревянной шатровой колокольней, покрытой железом. В это же время построили каменную просфорню с трапезной. Позднее построили церковный дом для священника. До этого времени служащий священник с семьей жил в частном доме. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик.
Колокола были отлиты медные с примесью серебра. Когда они звонили, то их звон раздавался на всю округу. Люди, заблудившиеся в лесу, на болоте, по их звону находили дорогу домой.
Расстоянием сия церковь от епархиального совета и губернского города Перми в 45 верстах (48 км), от местного благочинного в заводе Нытвенском в 20 верстах, от ближайшей железнодорожной станции Шабуничи в 14 верстах.
Ближайшие к сей церкви: Симонятская, Говыринская в 9 верстах, Воробьевская в 10 верстах.

Первые священнослужители.

Первым священником в храме пророка Илии был Валериан Рафаилович Петров. Он родился в 1871 году в семье священника. Обучался в Пермском Духовном Училище, в 1889 году вышел из 3 класса и определен исполняющим должность псаломщика в Введенскую церковь с. Тюинского Осинского уезда. С 1892 года проходил воинскую службу, затем в 1897 году был определен исполняющим должность псаломщика к церкви с. Мисинского Красноуфимского уезда. В 1902 году был утвержден в этой должности. В 1904 перемещен в с. Успенское Пермского уезда, где был рукоположен во дьякона на вакансию псаломщика. С 1905 года состоял законоучителем Успенской церковно-приходской школы. В 1907 году после сдачи экзамена был рукоположен во священника на дьяконскую вакансию к церкви с. Ошиба Соликамского уезда. В 1910 году перемещен на дьяконскую вакансию к Новопаинской церкви Оханского уезда. Годом позже перемещен на вакансию второго священника при той-же церкви с откомандированием для служения в с. Усть-Сыны. При этом отец Валериан состоял законоучителем земских школ Усть-Сыновской и Конец-Борской.
2 апреля 1914 года за заслуги по духовному ведомству награжден набедренником, а в 1921 году за выслугу лет, усердие на службе и очень хорошее поведение был награжден скуфьей.

Умер батюшка в 1922 году и похоронен  в церковной ограде храма за алтарем.

IMG_0335

После смерти о. Валериана вторым священником Пророко-Ильинской церкви стал Николай Алексеевич Мотырев. Родился в 1886 году 9 мая в семье крестьянина. Образование получил в двухклассной школе и прошел пастырско-богословские курсы в Перми в 1922 году. По прохождении курсов рукоположен Преосвященнейшим епископом Селивестром в сан дьякона с прикомандированием к Сергиевской церкви г. Перми от 31 марта 1922 года. Декабря 18-го дня 1922 года рукоположен Преосвященнейшим епископом Николаем в сан священника с назначением к Пророко-Ильинской церкви села Усть-Сыны Пермского уезда. К тому же он еще в 1912 году окончил курсы певческой грамоты.
Штатного псаломщика при Усть-Сыновской церкви в это время не было. С марта месяца 1923 года эту должность временно исполнял сын первого священника о. Валериана Николай Петров (род. 6 ноября 1901 года), бывший воспитанник Пермской Духовной Семинарии.
Внештатной просфорней при храме была вдова священника Валериана Таисия Павловна 1879 г.р., она исполняла эту должность с декабря 1922 года.

На должности церковного старосты с сентября 1923 года состоял председатель ответственного органа церкви — крестьянин села Костарев Андрей Макарович 41 года.
После отца Николая священником Пророко-Ильинской церкви с 1925 по 1929 годы стал Петр Евстафьевич Розов.
В 2003 году состоялась встреча работников Усть-Сыновской библиотеки с младшей дочерью отца Петра Марией Зелениной.

Дочь священника Петра Розова - Мария Петровна Зеленина с дочерми . (2003 год)

Дочь священника Петра Розова — Мария Петровна Зеленина с дочерми . (2003 год)

Ей тогда было 87 лет. Вот что она рассказала о своем отце.

Священник Петр Евстафьевич Розов по воспоминаниям дочери Марии.

Священник Петр Розов

Священник Петр Розов

Петр Евстафьевич родился в 1872 году в Симбирске в семье священника. Очень живой, любознательный мальчик, с детства помогал отцу в церкви. Это и определило его дальнейшую судьбу. Мальчик хорошо знал всю семью Ульяновых, а с Володей даже дружил. Они и в Казань вместе поехали – Володя поступил в университет, а Пётр – в семинарию. Здесь их пути разошлись. Уже позже отец Петр вспоминал, как они вместе с Лениным в Пасху звонили на колокольне.
Всю жизнь рядом с отцом Петром смиренно несла свой крест матушка Серафима, дочь потомственного священника. У неё богатая родословная: дед Евграф – просветитель, миссионер, распространитель /проповедник/ христианства – был знаменит на всю Волгу. Он был удостоен личной награды самого Столыпина. Горел домашний очаг Розовых, согревая лучезарным светом мир вокруг.

DSCN7251
В семье было 5 детей, Мария Петровна, младшая дочь, родилась в 1916 году. Всё шло хорошо, и жизнь впереди казалась радужной. У них был дом, своё хозяйство – огород, корова. Мария Петровна на всю жизнь запомнила долгие зимние вечера, когда вся семья собиралась за столом, мать и девочки вышивали или вязали, а отец читал вслух книги – жития святых и другие духовные книги, а также светскую литературу – Пушкина, Станюковича, Сенкевича. Книги привозились с почтой. Почтальон забирал прочитанное, а оставлял новые. Поэтому почту всегда ждали с нетерпением.
В семье много молились. Обязательно утром и вечером, перед едой и после. Отец Петр был поистине «Пастырь добрый»: перед службой молился, накануне вечером ничего не ел. Служил он на нескольких языках: татаро-крещенском, чувашском, славянском.
Мария Петровна хорошо запомнила приезды к ним архиерея и сопровождающий их колокольный звон.

Матушка и все дети встречали дорогих гостей хлебом-солью. Потом гости и отец пили чай и отправлялись в храм служить вечернюю. Больше в этот день за стол не садились. Утром гости снова уходили в церковь, а матушка готовила праздничный обед. И так радостно было им в те минуты, так хорошо! «Столько лет прошло — а радость осталась». После обеда дети читали гостям стихи, пели, а вечером архиерей собирался в дорогу. Провожали их всегда на лошадях с бубенцами.
Это праздники, но куда больше было обычных будничных забот. Отец Петр всегда был готов выехать к людям, нуждающимся в помощи. Часто приходилось выезжать и в соседние деревни. Прихожане любили его, он был добр и прост в общении. В одной семье в честь него назвали ребенка, которого он крестил. Главное, что было присуще отцу Петру – это любовь к людям. Кто и когда ни пришёл бы, батюшка всех принимал одинаково приветливо, доброжелательно. Никогда не слышали близкие, чтобы он кого-нибудь осудил.
Мария Петровна очень любила отца. Несмотря на свою занятость он всегда находил время поиграть с детьми в их любимые игры – крокет и «чижик». Деревянного «чижика» для игры отец Петр выпиливал сам.
А детство, то призрачное, то прозрачное, катилось дальше. Вот Мария уже в четвертом классе, и отец пообещал ей за отличное окончание учебного года подарить ботинки с галошами. Ботинки с галошами! Это же мечта каждой девочки, в их классе такие были только у учительницы!
И вот учебный год позади. Девочка вбежала в дом – отца не было, он ушёл в лес. Она – за ним. Бежит по лесу и кричит: «Папа! Я закончила! На отлично! Поехали! Покупать!» И сдержал отец своё обещание.
Дети не видели дома ни ссор, ни зависти, не слышали грубых и скверных слов. Родители всеми силами старались устроить быт семьи так, чтобы у детей сложилось светлое восприятие жизни.

Благотворители храма.

Пророко-Ильинскую церковь строили всем селом, но главным меценатом был Кусков Матвей Филиппович.

Кусков Матвей

Купец Матвей Кусков.

Он владел здесь своей лавкой, в которой было все необходимое для деревенского люда.

Существует занимательная  легенда о том как купец Матвей Кусков смерти избежал.

За товаром  для лавки ездил Матвей  в город. Однажды возвращался он в родное село и остановился со своим обозом на постоялом дворе, который стоял посреди леса в глухом месте. Залез после ужина на печь и случайно услышал разговор хозяев, что собирались они его, Матвея, порешить, а добро присвоить себе.
И взмолился тут купец о своем спасении Николаю Угоднику в самый страшный момент своей жизни. И вдруг, когда хозяин уже замахнулся топором, раздался в окошко громкий стук: подъехали другие обозчики и стали вызывать Кускова. Некуда было деваться хозяину, взял он слово с Матвея, чтобы молчал, и отпустил восвояси. А когда он двинулся в путь, попутчиков нигде не оказалось, только пустынная дорога, да тень от обоза. Вот тогда и решил Матвей Кусков построить в Усть-Сынах церковь.

В доме купца Кускова открыли  и первую в Усть-Сынах школу, где на первом этаже была лавка, а на втором учили крестьянских детей.
В семье Кускова было 3 сына и 3 дочери, которые впоследствии, еще до революции, вышли замуж и стали: Бабенышева Мария Матвеевна, Агафонова .

Наталья Матвеевна и Реутова Татьяна Матвеевна. Двое старших сыновей впоследствии уехали жить в Пермь, а младший Семен остался жить с отцом.

За речкой Сюзьвой стояла мельница, принадлежавшая Александру Васильевичу Селивановских. Здесь же паслось многочисленное стадо его овец. Он тоже был известен своей благотворительностью. В докладе по народному образованию за 1911 год управа выражает благодарность “следующим лицам за пожертвования для училищ, и в том числе Селивановских Александру Васильевичу за пожертвоание на ёлку для Усть-Сыновского училища.”

Большой вклад в строительство церкви внес Николай Павлович Сухоруков.

Николай Павлович Сухоруков.

На его средства был приобретен иконостас, который и по сей день стоит в храме.

DSCN6752

По свидетельству журнала Оханского уездного собрания за 1911 год, был самым богатым землевладельцем. Он очень много сеял пшеницы, ржи, льна. Пшеничной и ржаной мукой торговали в Перми, в Мысах. А из льна на самодельных станках женщины ткали полотно любой ширины и длины. Были мастерицы, которые ткали холсты с различными рисунками. Чтобы холст был белым, его замачивали в холодной воде и в сильные морозы клали на снег для отбеливания. Большой мастерицей ткать из льна холсты на самодельном станке была супруга Клавдия Николаевна.
Николай Павлович был высокий, крепко сложенный, думающий большими масштабами, человек. В январе 1905 года он поступил лесничим в Паинское имение графа А.П. Шувалова на жалование 75 рублей при готовой квартире и дровах. В апреле того же года вся многочисленная семья Сухоруковых с 10-ю детьми приехала в Усть-Сыны.
Николай Павлович был прекрасным специалистом и очень любил свое дело, которому посвятил более 40 лет.
Много он занимался и общественной деятельностью. В 1909 году был избран в гласные Оханского земства и в 1912 — переизбран на второй срок. В 1912 году Сухоруковы приобрели у лесничества землю 45 десятин и просторный дом из 5 комнат и кухни, который стоял на высоком берегу р. Сюзьвы.
Жена Сухорукова Клавдия Николаевна — маленькая, но очень трудолюбивая женщина “от скуки на все руки” и ткала, и пряла, и вязала, и шила. В свое время она окончила Екатеринбургскую женскую гимназию, несколько лет работала секретарем сельского совета, а когда в селе открыли школу, в доме Матвея Кускова, работала учительницей.
В сентябре 1913 года из деревни Симонята в Усть-Сыны для общественного пользования была переведена павленковская библиотека. Это одна из 130 библиотек, открытых на территории Пермской губернии по завещанию и на средства народного просветителя Ф.Ф. Павленкова. Библиотека разместилась в доме Сухоруковых. Сам Николай Павлович был назначен заведующим, т.е. Ответственным перед администрацией.

“Сухоруковы жили только за счет своего трудолюбия, — рассказывает Попова Ольга Степановна, старейшая читательница с.Усть-Сыны. — Трудиться, их семья умела, но умела и отдохнуть. В Рождественские праздники для всех деревенских ребятишек в их большом доме стояла наряженная ёлка, для всех были приготовлены подарки и сладости. И всем было весело: народные игры, песни, пляски, шутки.”

02542314
Вот как вспоминает свой дом Елена Николаевна Кравченко, младшая дочь Сухорукова:
“Я очень любила свой дом, такой уютный и красивый. Все в нем было сделано по-хозяйски добротно: и сараи, и конюшни. Обнесен он был садом, правда, из простых деревьев: березы, липы, тополя. И огород был расположен в солнечном удобном месте. Было много сирени и акаций. Это был райский уголок. Я до сих пор его люблю и часто вижу во сне.”
Часто в дом Сухоруковых приходили главный строитель храма купец Матвей Кусков, священник Петр Розов. Дочь отца Петра Мария Петровна говорит, что не помнит о чем конкретно беседовали отец и Николай Павлович, “но думается, что о том, как лучше обустроить какое-то дело, чтобы лучше жилось всем односельчанам.”

Гражданская война и раскулачивание .

Спокойное течение сельской жизни было прервано гражданской войной. В селе и его окрестностях бойцы Красной армии вели бои с отрядами Колчака. Семь раз Усть-Сыны переходили из рук в руки, то к красным, то к белым. Рассказывают, что когда были белые, то они привозили с собой еду, а когда стояли в селе красные, то их кормили и содержали крестьяне. В доме Сухоруковых в то время располагался штаб белых. Особенно тяжелыми были бои под Воробьями и в районе Кабаньего мыса. Всех погибших хоронили в общих могилах около церкви. Бок о бок лежали здесь и белые и красные. К сожалению, потом это место заровняли и построили магазин.

DSCN7119

Когда производить захоронение стало негде, решили тела убитых отвозить на “лешачиху”. Там. В густом лесу были расположены братские могилы. Со временем деревянные кресты на братских могилах, отслужив свой срок, разрушались, а новые никто не устанавливал. Теперь никто не может назвать точное место этих захоронений.
После прихода к власти большевиков в Усть-Сыновской церкви продолжали совершаться богослужения. До 1922 года священником в церкви служил отец Валериан, а после его смерти — о. Николай Мотырев. В ведомости об общине верующих за 1923 год о. Николай сообщает, что количество домов верующих в самом селе насчитывалось 62, а всего в приходе, который включал также прилежащие к селу 10 деревень, — 181. При этом он подчеркивает, что для граждан ряда деревень является препятствием весенний разлив реки.
10 августа 1925 года церковная община на место приходского священника выбрала Петра Розова, и 12 августа в соответствии со своим желанием Пермским Епархиальным Управлением он был назначен на эту должность для “совершения богослужений, требоисполнения, крещения, исповеди, венчания (брака), отпевания умерших, крестохождения по домам верующих по желанию верующих”. Выполнял свой пастырский долг о. Петр “за добровольное вознаграждение общины за требоисправление”.
К концу 20-х годов до Усть-Сынов дошла волна раскулачивания. Богатых мужиков сослали кого куда. Младший сын Матвея Кускова Семен, когда вернулся из ссылки, жил уже в маленькой избушке, так как бывший их дом отдали под школу. Интересное было однажды явление. Школа стояла почти вплотную к церкви. Когда случился пожар, то школа сгорела в один миг, а церковь совершенно не пострадала.
Жена Семена Кускова (ее звали Сенихой) пахала землю, а в упряжке была корова. Маленькие детишки бросали в нее комья и кричали: “Кулачка”. Сам Матвей Кусков, по словам его правнучки Нины Александровны, проживающей в Краснокамске, умер в 1925 или 1926 году. Его похоронили в церковной ограде с южной стороны храма. До наших дней сохранилась фотография односельчан, пришедших проститься с ним в день погребения.

001

На могиле у Матвея Кускова

Александра Васильевича Селивановского сослали в Свердловскую область, а в его доме основали здравпункт.
Всю большую семью Сухоруковых тоже выслали в Сибирь. Изба-читальня существовала в их доме с сентября 1913 года и до 1929 года.
Вспоминает дочь Сухорукова: ”В нашем доме был самый настоящий грабеж… Нам было не до книг, да и чистили нас неоднократно — что могло остаться от нашей Сухоруковской Павленковской библиотеки? — ничего! Нас разорили до основания, а потом решили родителей в 1929 году выслать, с ними брата Володю и сестру Наташу. Но по прибытии в Григорьевское их от выселки освободили. Предложили сдать дом и все недвижимое имущество и уехать “на все четыре стороны”. Вот так наши старики нищие прибыли в Свердловск, где жила мамина сестра”.
Дочь священника Петра Розова вспоминает, что Сухоруков погиб где-то в тюрьме. Был закопан в общей могиле, но семья сумела перезахоронить его в г. Свердловске. Это один из самых трагических эпизодов в истории семьи Сухоруковых. Под покровом ночи родственники отыскали общую могилу. В кромешной тьме они опознали тело Николая Павловича среди множества других только благодаря его большому росту.
О годах пребывания семьи Сухоруковых в Усть-Сынах сохранилась добрая память в сердцах односельчан и иконостас в храме. К сожалению, ни дом, ни личные вещи не сохранились.
“… Я была в Усть-Сынах в 1980 году уже со своей дочерью, — вспоминает в одном из писем младшая дочь Н.П. Сухорукова. — Зашли к бывшим соседям, где меня и всю нашу семью еще помнили и приняли нас очень хорошо. Но беднота, грязь, мухи — меня все это очень поразило. Эти же люди изменились до неузнаваемости.
Также с дочерью пошли к своему дому — дома уже не было, даже фундамент зарос. Соседка рассказывала, что его просто растащили на дрова.
От сада остался тополь один. Он стоял на углу, как бы охранял, и был свидетелем разбоя, что делалось на его памяти, постарел, оброс какими-то пучками. Дочка его сфотографировала — вот все, что осталось от нашего уютного дома.

DSCN7167
Что еще осталось от последней поездки в Усть-Сыны в памяти — это посещение церкви.

июнь 2014

Зашли, купили по свечке, зажгли, поставили к иконе Николая Угодника (папина любимая икона), вот тут при выходе из святой обители горько обе заплакали за всех и за всё”.
Раскулачивание проходило относительно спокойно, потому что большинство зажиточных семей добровольно отдавали имеющихся у них скот. Раскулачивали самых хозяйственных, самых работящих, называли их кулаками, мироедами. Но на деле оказалось, что именно без таких хороших хозяев невозможно развитие и процветание села.
В 1929 году семья священника Петра Розова оказалась без крыши над головой. Вспоминает младшая дочь о. Петра: “Пришлось ютиться в сторожке. Но и это не беда – главное, вместе, главное, с Богом. Господь не оставляет своих чад: в голодное время прихожане поддерживали семью, чем могли – приносили картошку, хлеб. В эти трудные времена отец Петр не оставил служения: требы исполнял ночью, при закрытых дверях. Председатель Сельсовета не раз грозил сообщить «куда следует». Но люди ждали, надеялись, верили, что беда пройдет стороной. Батюшка поддерживал их, духовно окормлял”.
Согласно сведениям на 1929 год, записанными о. Петром в религиозном объединении с. Усть-Сынов Пророко-Ильинского прихода в регистрационных списках значилось 132 члена обоего пола. А всего число верующих свыше 18-летнего возраста, исполняющих христианские религиозные обязанности составляло 433 человека обоего пола. Количество нечленов, непосещающих собрания объединения — 49 человек обоего пола.

Репрессии и обновленчество.

В 1930-е годы вовсю раскручивается маховик репрессий по отношению к духовенству. Священнослужителей и верующих изгоняли, арестовывали, изгоняли в ссылки, мучили бесчисленными и бессмысленными судебными процессами и просто расправлялись без всяких причин и объяснений.
В 1929 году священника Петра Розова направили из с.Усть-Сыны служить в с. Усть-Качка. О дальнейшей судьбе о. Петра известно из рассказа его младшей дочери Марии Зелениной.
В июне 1934 года ночью приехали какие-то люди. Все иконы из церкви вынесли, положили в ящики, погрузили в катер. Отца арестовали и забрали с собой. Семья осталась на улице (из сторожки их выгнали), изо дня в день ожидая ареста. Ютились по чужим домам.
И в такое тяжелое время 17-летней Марии Петровне сделал предложение Иван Зеленин – активист, первый комсомолец на селе. «Он меня спас,— говорит Мария Петровна, — ничего не побоялся. Из комсомола его выгнали, всех прав лишили, и он знал, что так будет. Никому не проходила бесследно женитьба на «поповской дочке». Так Мария Петровна обрела новую семью, где её приняли как родную. Матушку Серафиму взяла к себе старшая дочь. Опасаясь доноса и ареста, матушка пряталась: несколько месяцев ей пришлось спать под кроватью.
О, эти молчаливые матушки! Настоящие хранительницы домашнего очага, сколько испытаний выпало на их долю и какая участь порой их ожидала. Серафима Николаевна умерла от дизентерии – врач отказался лечить жену священника.
Отец Петр отсидел в тюрьме три месяца. Вернулся больной, изможденный. Он никогда не рассказывал о том, что ему пришлось пережить. Никогда не пытался объяснить происходящее в стране. «Всё по воле Божией’», — так останавливал он любые политические разговоры. » Правительству надо подчиняться, веру сохранить,» — часто повторял он.
Один из его сыновей умер в тифозном бараке, дочерей не принимали ни в одно учебное заведение. «Положитесь на Господа – всё разрешится по Его воле», — говорил отец. И молился. Молился за всех. За наше Отечество, за наших людей. За сирых, бездомных, заблудших…
Умер отец Петр 30 августа 1936 года. «Папа умер у меня на руках. Ему было 64 года…»
Память об отце Петре жива и сегодня. Помнят его и в Усть-Сынах, и в Усть-Качке, где он служил.
А в 1929 году на место священника в Усть-Сыны прислали отца  Александра Малякинского, из обновленцев. Вот что он пишет в письме в Пермское Епархиальное Управление от 12 ноября 1929 года:
“Ленинским адмотделом Приходскому Совету Усть-Сыновской церкви неожиданно разрешено общее собрание верующих прихожан на 10 ноября сего года.
Главными вопросами повестки дня были:
1. Избрание членов клира.
2. Избрание Председателя приходского совета.
3. Избрание церковного старосты.
4. Избрание членов приходского совета и другие.
По прочтении повестки дня председателю собрания было подано три заявления, в том числе епископу Пермскому Павлину, с ходатайством принять Усть-Сыновский приход под свое водительство, оставив при сей церкви протоиерея Александра Малякинского.
Несмотря на то, что в повестке дня этого вопроса поставлено не было, но, однако, приняли рассматривать для внесения в протокол. По всестороннем рассмотрении и убеждениями, высказанными мною, верующие, собравшись почти в число до 200 человек, отклонили переход в староцерковничество. Теперь спокойно Усть-Сыновская церковь остается в обновлении, и изменен состав членов приходского совета, тяготившихся к “тихоновщине”.
Настоятелем Усть-Сыновской церкви и председателем приходского совет избран единогласно я.
Псаломщик Николай Федорович Бурынов за свое нетрезвое поведение и пьянство в церковной сторожке, где он проживает, за грубое обращение со священником, а главное, — за сожительство со своячницей, от должности псаломщика уволен.
Многое и другое позволял себе Бурынов. Так, например, производил ячет церковных свечей у церковного старосты, участвовал в спектакле антирелигиозного направления и др. Поступки послужили поводом удаления Бурылова из числа Усть-Сыновского клира.
Донося о выщеизложенном прошу благословения Пермского Епархиального управления на дальнейший труд служения Церкви Божией в деле обновления.”
Недолго священнику Александру Малякинскому довелось трудиться в Усть-Сыновском храме на поприще обновления, уже через 15 дней, 27 ноября 1929 года он умер. После этого место священника в Усть-Сынах было праздным до февраля 1930 года, когда епископом Павлином был назаначен священник Иоанн Столыпин из Саратовской епархии. Он служил в Усть-Сынах до праздника Рождества Христова 7 января 1932 года. Отслужив в этот день последнюю службу перед общиной в храме от дальнейшей службы отказался по слабости здоровья.
В 30-е годы церковь хотели закрыть, но сельчане ее отстояли. А вот колокола пришлось снять. Церковные книги один из селян по фамилии Бабенышев положил в сундук и закопал неподалеку от церкви. Когда стало в стране потише, он решил их снова достать. Но сколько ни копал на том месте, ни сундука, ни книг он не нашел. Усть-Сыновцы решили, что священные книги “ушли в землю”.

Советское время.

В Советское время наступил продолжительный период напряженных отношений между государством и Церковью. Власть жестко контролировала все сферы церковной жизни. На священнослужителей писали доносы, верующих притесняли, унижали, ограничивали в социальных правах. Молодежь не пускали в храмы, срывали с груди крестики. И все это время церковь святого пророка Илии оставалась одним из немногих, действующих в епархии. В эти тяжелые годы для Церкви и всего православного народа в Ильинской церкви несли свой пастырский труд настоятели:

Священник Иоанн Столыпин — настоятель храма с 1930 по 1932 годы;
Иеромонах Виниамин Хорошев -настоятель храма с 1949-1960 годы. В годы служения  иеромонаха Виниамина, по благословению правящего  архиерея  епископа Пермского и Соликамскго  Павла впервые за много лет проводились  ремонтные работы в храме;

Священник Борис Крыжин -настоятель храма с 1961 по 1972 годы.
kryzin1

 В последствии Архимандрит.

При отце Борисе в Усть-Сыновскую церковь из закрытой церкви села Симонята Нытвенского района была перевезена церковная утварь;

Протоиерей Борис Вишняков  — настоятель храма с 1972 по 1980 годы;

Священник Александр Кудряшов — настоятель храма с 1980 по 1983 годы.

file39718099_abdd5903 Действующий Митрополит Рижский и всея Латвия Александр . Воспоминания Александра, митрополита Рижского и всея Латвии о годах служения в селе Усть-Сыны: «По приезде местные власти сразу мне сказали: до церковных ворот вы священник, дальше — никто. Выходить за пределы храма в рясе было запрещено, навещать больных я не мог….Но я рисковал — складывал подрясник в портфель, надевал костюм и по бездорожью с утра до ночи обходил верующих. Бывало, в одной маленькой квартирке для встречи со мной собирались по 20-30 человек. А на богослужения в выходные дни в наш храм съезжались сотни людей из ближайшего города, где не было ни одной церкви! Народ там был очень благочестивый и добрый. Неверующие были ярыми атеистами, а верующие — верующими целиком и полностью… У меня была удивительная староста Анна Егоровна совершенно безграмотная старушка, писать не умела, но была очень активная, бойкая и проницательная. Деньги считала как автомат. Я никакого понятия о нашей кассе не имел, полностью ей доверял. Очень она любила меня угощать пельмешками с рыбой, грибами, мясом, картошкой. Засиживались с ней за разговорами до полуночи. Возвращался домой по бездорожью, с
фонариком…» прочитать более подробно

Протоиерей Александр Лукьянчиков — настоятель храма с 1983 по 1989 годы.
Рисунок1Многие прихожане храма и жители села с любовью вспоминают  батюшку Александра. После перевода его в Нижегородскую епархию прихожане несколько раз ездили к нему в гости в село  Смолино, Дивеевского района.  После смерти батюшки ездили на его могилку.

На  стыке веков.

Протоиерей Виктор Марточкин — настоятель храма с 1990 по 2014 годы.

SrhZIgtiDC4

В июле  1990 года настоятелем Пророко-Ильинской церкви стал протоиерей Виктор Марточкин, ныне настоятель храма святой великомученицы Екатерины города Краснокамска.

30_UDG2Hdk4

Владыка Афанасий, епископ Пермский и Соликамский с настоятелем священником Виктором (Марточкиным) и прихожанами церкви Илии пророка села Усть-Сыны. 1991 год.

По инициативе отца Виктора  15 октября того же  1990 года в ограде Усть-Сыновской церкви состоялось стихийное собрание верующих, на котором решили построить в Краснокамске храм, настоятелем которого он  и был назначен  с 7 июня 1995 года .

DSC_0306

Двадцать четыре года

отец Виктор был настоятелем

храма пророка Илии.

Благодаря  трудам отца Виктора

церковь  сохранила

свой  исторический облик.

Батюшка  Виктор ввел традицию ходить крестный ход в канун Праздника Илии Пророка.

Рисунок2

Крестный ход 2003 год.

 

Ежегодно  с 1995 года 1августа с крестом, хоругвами, иконами и торжественными песнопениями крестный ход движется из города Краснокамска от храма святой великомученицы Екатерины  до  церкви Илии пророка села Усть-Сыны.

P1010115

Крестный ход 2013 год.

Летом, несколько лет подряд в храме Илии пророка отцом Виктором был организован детский православный лагерь для ребят — воспитанников Воскресной школы храма святой великомученицы Екатерины города Краснокамска.

P1012450

Православный лагерь, июль 2013 год

 

Храм сегодня.

С марта 2014 году настоятелем храма назначен священник Александр Садилов.

Рисунок3В 2014 году храм пророка Божия Илии отмечает свой вековой юбилей.

Перед новым настоятелем стояла трудная и ответственная задача : отремонтировать храм и отпраздновать его 100-летие.

Сохраняя традиции.

Храм пророка Илии известен всем жителям Краснокамского района. Многие поколения краснокамцев крестились, венчались в нем, получали духовную поддержку. Пророко-ильинский храм не закрывался даже в годы гонений на церковь в Советскую эпоху.
Вот уже сто лет возносится молитва из стен Пророко-ильинской за первых её строителей и жертвователей: Кускова Матвея Филипповича, Селивановских Александра Васильевича, Сухорукова Николая Павловича. Прихожане храма, жители села хранят память о первых меценатах.

Не сами люди приходят в храм, приводит их Господь. На этот труд Промысел Божий посылает не случайно подвернувшихся мастеров, а тех, у кого есть в нём внутренняя потребность, кто в процессе строительства обретет новые решения или определения.

Как и сто лет назад на этот таинственный зов откликнулись многие души. К юбилею производились работы по ремонту и благоукрашению  , сохранению древнего облика храма.

Прихожане храма, жители города и Краснокамского района помогали добрым словом, молитвой, честным трудом.

Большую помощь оказали ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», Дятленко Вадим Валерьевич (директор ООО «Оксоль»), Замараев Сергей Константинович (директор МУП «Краснокамские городские электические сети»), Слободник Олег Степанович (строительная компания «Слободник и К», Попов Николай Иванович (директор ООО «УК Круг»), Теплов Дмитрий Викторович (Краснокамский РМЗ).

Рисунок6

Рисунок5

Рисунок7

Готовится к открытию Воскресная школа для детей жителей села Усть-Сыны и прихожан храма. Ремонт в помещениях школы проводит ЖКХ п. Майский под руководством Новикова Григория Павловича.

IMG_4373,1

Настоятель храма отец Александр с Юрием Юрьевичем Крестьянниковым, главой Краснокамского муниципального района.

Большую помощь в подготовке праздника, посвященного 100 летнему юбилею  оказали  Крестьянников Юрий Юрьевич — глава Краснокамского муниципального района,Кунафина Светлана Григорьевна – глава администрации Майского сельского поселения, Ермаков Александр Фёдорович – председатель Совета депутатов п. Майский.

Рисунок4

Ремонт в храме продолжается и сейчас, и можно сказать, что производится он всем миром. Настоятель храма священник Александр Садилов выражает сердечную благодарность всем за усердные труды и молитвы.

Испокон веков во всех православных церквах молятся о строителях и благоукрасителях святынь. В Храме Пророка Божия Илии отец Александр  упоминает всех жертвователией за Божественной Литургией.

Вековой юбилей Храма Пророка Илии.

2 августа Храм Пророка Илии в селе Усть-Сыны торжественно отметил свое 100 летие. Празднование началось 1 августа.

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского из г.Краснокамска до села Усть-Сыны прошел крестный ход . Крестный ход возглавил настоятель храмов Пророка Илии и Матроны Московской иерей Александр Садилов.

IMG_3994

IMG_4007

Начался крестный ход в 12-00 с молебна у поклонного креста на месте новостроющегося храма в честь Матроны Московской.

После вознесенных молитв крестный ход с иконами и хоругвями двинулся по улицам города и вышел на федеральную трассу, где продолжил свое шествии к храму Пророка Илии. Милостью Божиею, а так же молитвами пророка Илии и Матронушки Московской на крестный ход собрались около 200 человек. Во время хода к небу неслась непрерывная покаянная Иисусова молитва. Звучала она как на устах, так и в сердце, прибавляя силы.

IMG_4040

IMG_4177

IMG_4202

DSCN8741

IMG_4292

По приходу в село Усть-Сыны сельчане встретили крестный ход с хлебом и солью, а на территории Ильинского храма прихожан и гостей ожидала трапеза.

IMG_4303

IMG_4330

После обеда и небольшого отдыха отец Александр отслужил Всенощное бдение.

DSCN8834DSCN8839

DSCN8871

IMG_0004

Утром 2 августа был совершен водосвятный молебен, а затем была отслужена праздничная Божественная литургия которую совершил благочинный протоиерей Леонид Тукалов в сослужении настоятеля храма иерея Александра Садилова, иерея Николая Новикова и иерея Валентина Волкова.

DSCN8926

После Божественной Литургии прихожане и гости прошли крестный ход во круг храма .На могиле Матвея Кускова на чьи средства был построен этот храм вознесли молитвы ко Господу и пропели «Вечная память».

DSCN8972

В завершении крестного хода в небо были отпущены 100 воздушных шаров.

DSCN8916

Затем в храме прошел праздничный концерт который был организован регентом храма Мартьяновой Надеждой Борисовной, где звучали церковные песнопения, стихи посвященные юбилею и классические песнопения.

DSCN8991

DSCN9018

В притворе храма была подготовлена музейная выставка , посвященная 100-летию храма пророка Илии. Выставка рассказывает : о истории храма, о его священнослужителях. На экспозиции представлена церковная утварь , облачение священника, быт крестьян, строительные инструменты.

DSCN8801

DSCN8800

Во дворе храма была организована выставка рисунков, которую подготовили учащиеся школы искусств города Краснокамска, ребята отобразили в своих картинах вековой храм. Всё это привлекло большое внимание прихожан и гостей.

DSCN8788
В конце торжественных мероприятий все гости были приглашены к братской трапезе.

DSCN9020,1

Радость юбилея надолго осталась в сердцах прихожан , согревая души и вселяя надежду на то, что еще много лет своды храма будут принимать людей с их радостями и горестями, даря благодать молитвы…

Много еще белых пятен в истории села Усть-Сыны и Пророко-Ильинской церкви, неизвестных и неупомянутых фактов, но исследования продолжаются…

 

Для многих  храм  пророка Илии стал частице жизни: здесь крестили детей, венчались,  исповедовались, причащались ,провожали родных  в последний путь. Каждый желающий может  дополнить  историю храма своими воспоминаниями и фотографиями.

Историческая страничка «Храм Ильи Пророка»

 

 

 

 

Р